АА – они и в Африке АА. Мой первый опыт трезвых путешествий.

АА – они и в Африке АА. Мой первый опыт трезвых путешествий.

Когда мне впервые во взрослой жизни исполнился целый год трезвости – я решил, что уже достаточно окреп, чтобы поехать в дальнее путешествие и не сорваться. Чтоб два раза не ездить, решил сразу махнуть совсем далеко. Желательно, на другой край земли. В южное полушарие. Поближе к Антарктиде. Что из этого вышло, читайте дальше.

Из детских книг о путешествиях и фильмов об отважных мореплавателях пришла мечта побывать на Мысе Доброй Надежды. Вышеозначенным условиям удовлетворяет. Погнали! Конечно же, по программе.

  1. Признаю, что в одиночку я такое не осилю.
  2. Прихожу к убеждению, что есть товарищи, более могущественные, чем я, и способные поддержать меня. Обращаюсь к ним за помощью.
  3. Помолясь, перевожу мечту в разряд целей, планирую поездку в Южно-Африканскую республику (именно там находится вожделенная точка) и принимаю твердое решение препоручить все остальное на волю авиакомпаний.

И вот после каких-то двух суток перелетов я в Африке. Южной. Точнее, в самом красивом и необычном городе, Кейптауне. Невероятная красота природы, мощь океана, очарование южного портового города, разноязыкая и разноцветная толпа. Все это нахлынуло на мою неокрепшую психику, вышибая из головы понимание того, кто я и что для меня главное. А именно: что я алкоголик, я больной человек, главное для меня – оставаться трезвым. Помог вошедший в привычку за последние полгода утренний блок: молитва, возвращение к осознанности, благодарность за то, что трезвый, планирование программных действий. Вскоре я все же вошел в ресурс. Стал следить за своими чувствами и желаниями. Если я мог не делать что-то опасное для моей трезвости, я избегал этого. Бары, танцы, концерты – все это сильно триггерит меня, поэтому все это я оставлял товарищам, а сам предпочитал гулять по улицам или просто смотреть на горы и море.

Но, не все так просто. Мои спутники были в курсе моей ситуации и сначала при мне старались не пить, потом прятались все меньше, а под конец употребляли уже при мне. Я не могу напрямую влиять на поведение других людей, только на свое отношение к этому. Поэтому сначала я просил, потом просто уходил, отворачивался, если выйти не мог, и часто повторял нашу молитву. Понемногу мой котел напряжения начал наполняться.

Оказалось, что у людей пьющих и людей не употребляющих разные интересы и потребности.  Вот это открытие! Мне же сто раз об этом говорили. Но знать и испытать на собственной шкуре – это разные вещи. Оказалось, что для тех, кого я знаю не первый десяток лет, почему-то лучше пару дней посвятить неторопливой выпивке, чем увидеть новые места. И тут начинаю вспоминать: так я ж, бывало, недели напролет путешествовал, не приходя в сознание. Чему тут удивляться. Я, может, и поменялся, но люди остались прежними. И не мне их винить. НО! Стали возникать разногласия, споры, взаимные упреки. Напряжение копилось. Мы в пути, из города уехали, в джунглях групп нет. Только бабуины. Остаются молитвы, постоянный самоанализ, сброс напряжения через физику, дневник. Инструменты рабочие, но котел наполняется слишком быстро. Взвесив все «за» и «против», прикинув насколько серьезный ущерб может быть от моих действий или бездействий, принимаю решение не давить чувства, а «прожить» их на полную. Провоцирую открытый конфликт. Проще говоря, наорали друг на друга и послали по всем направлениям. От души. Сначала страшно, неудобно и непривычно. Но потом – облегчение и умиротворение. Пар вышел. Извинились друг перед другом. Главное, оставаться в осознании, что происходит. Спонсор и группы не всегда рядом.

А что же, собственно, с группами АА в Африке? В самом Кейптауне я насчитал через интернет более 30 локаций. В разные дни недели, разное время, очень много онлайн. Выбрав одну, отправился на встречу к темнокожим братьям по АА. Оказались вовсе не темнокожие. Белые, преуспевающие, ухоженные, на хороших машинах. Этакий верхний средний класс. На группу в 7:30 утра собралось под 40 человек. Шикарное помещение типа концертного зала в местном церковном приходе, кофе, чай, сладости. Процедура точно такая же как у нас. Преамбула, шаги, традиции – один в один. Только на английском. Текст дня читали по очереди по абзацу. Далее ведущая, солидная дама, объявила тему и невозбранно спикернула минут на 30. В оставшееся время высказывались остальные. Больше теоретизировали, показывали, сколько умных слов знают. Знакомо? Я тоже высказался, в том плане, что спасибо вам, люди добрые, за теплый прием, живи и процветай АА. Поулыбались, подарили памятный знак. Пару человек, крепкие взрослые мужики, высказались здраво и по делу. Потом поговорил с ними. Заходи, говорят, почаще.

Следующая группа была уже в другой стране. Намибия. Небольшая по африканским меркам страна, размером с Германию и Францию вместе взятые. В основном – это жаркая пустыня. Но на побережье Атлантики комфортно и живописно. Немцы очень любят отдыхать там. Их бывшая колония все-таки. А стало быть есть цивилизация, культура, города и АА. Небольшой, но очень красивый город Свакопмунд. Тысяч 100 жителей. 1 группа в неделю. Туда и отправился. Собрание проходит в церкви, народу было немного. Человек 8. Люди с разного цвета кожей. Говорят на разных языках. Общий – тоже английский. Больше похожа на Наши группы по настроению. Пришел мужчина, цветной, трезвости несколько месяцев, только что уволили с работы. Люди накидали свой опыт проживания подобных ситуаций. Меня приняли тоже тепло, подарили брелок с символикой АА Намибии. Я в ответ подарил нашу сувенирку АА. Высказался. Ушел с ощущением не туриста, а настоящего Анонимного, побывавшего на привычной группе. С чувством легкости и благодарности. Молодой парнишка из Штатов с группы нагнал меня на обратной дороге на машине, довез до дому. Долго беседовали потом.

Под занавес путешествия случилась Проблема. По не зависящим от нас причинам мы не смогли вылететь из Южной Африки вовремя. Пришлось ночь провести в аэропорту в поисках вариантов выброски домой. Их могло не найтись ВООБЩЕ. Очень уж это далеко. Неопределенность, страх, почти паника. И дикая усталость. Весь букет опасных чувств для зависимого человека. Пока я находился в ступоре, мои друзья просто начали искать варианты. Спустя какое-то время, нашли. Позже я сделал гениальные выводы из ситуации. Оказывается, не все в этом мире зависит только от меня. Даже самая сложная проблема имеет свое решение. Не знаешь, что делать - надо взять паузу и обратиться за помощью. И мыслям об употреблении не будет места в моей голове.

В завершении текстов авторы обычно щеголяют душеспасительными идеями. Не буду исключением. Большие дела стоит начинать, если ты твердо уверен, что вынесешь это эмоционально. Ибо сначала – главное.